01.09.1856 Восстановленный после грандиозного пожара 1853 года, когда от здания остались только каменные стены, Большой театр вновь открыл свои двери. Третье рождение театра было отмечено постановкой оперы Винценцо Беллини «Пуритане».
02.09.1912 Родился Александр Михайлович Иванов-Крамской, советский гитарист, композитор, дирижер, педагог.
Сыграл огромную роль в развити шестиструнной гитары в России.
02.09.1935 Джордж Гершвин завершил работу над оперой «Порги и Бесс».
2 сентября 1935 года, в Америке была закончена опера «Порги и Бесс», пожалуй, одно из самых популярных произведений этого жанра ХХ века. Джордж Гершвин, который в своё время поддался на уговоры Мориса Равеля и не стал заканчивать консерватории, дабы не испортить самобытности дарования, написал оперу, чьей славе и «исполняемости» могут позавидовать хитмэйкеры всех времён и народов. Что-что, а колыбельную «Summertime», которой открывается «Порги и Бесс», поют все: Элла Фицджеральд, Луи Армстронг, Дженис Джоплин, Марк Лефтфилд, etc. — зайдите в любой переход или посетите любой джазовый фестиваль. Опера написана на сюжет из народной афро-американской жизни, с описанием тамошних нравов и отношений: ради того, чтобы познакомиться со всем этим поближе, композитор некоторое время жил в негритянском гетто. Главные герои — чернокожие американцы. Гершвину удалось написать действительно народную негритянскую оперу. »
04.09.1824 Родился Антон Брукнер, настоящее имя Йозеф, австрийский композитор, органист, педагог, автор девяти симфоний, трех месс, реквиема и Te Deum. Ему отдавала должное вся Европа, а на родине его не жаловали. Знаком признания стало присуждение в 1891 году степени почетного доктора философии Венским университетом. К столетию со дня смерти композитора в Австрии была выпущена памятная 20-шиллинговая монета. Своим любимым композитором называет Брукнера лидер группы Enigma Мишель Крету.
04.09.1907 Скончался Эдвард Григ, норвежский композитор.
06.09.1928 Родился Евгений Федорович Светланов, российский дирижер, композитор, пианист.
В 1963-65 главный дирижер Большого театра СССР. С 1965 художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра СССР; с 1992 России.
08.09.1841 Родился Антонин Дворжак, чешский композитор, дирижёр, педагог.
Переписывался с П. И. Чайковским. Был дружен с И. Брамсом. В 1892-95 годах работал в США, где выступал с авторскими концертами. Был профессором и директором консерватории в Нью-Йорке, в которой перестроил систему музыкального обучения. Отразил американские впечатления в симфонии «Из Нового Света» и других произведениях , в которых, сохранив своеобразие индивидуального стиля, воссоздал характер и некоторые особенности негритянского и индейского музыкального фольклора. Один из основоположников чешской национальной музыкальной классики, Дворжак вслед за Б. Сметаной развивал национальные традиции и утвердил мировое значение чешской музыки. Произведения Дворжака отличаются мелодичностью богатством, разнообразием ритма и гармонии, красочностью инструментовки, стройностью формы. Наиболее ценным вкладом в мировую музыкальную культуру являются симфонии Дворжака, заложившие фундамент национального симфонизма, концерт для виолончели с оркестром и камерно-инструментальные сочинения. Многие сочинения Дворжака привлекают жизнерадостностью, тёплым лиризмом, мягким юмором, отражают картины чешской природы и быта. »
08.09.1949 Скончался Рихард (Георг) Штраус, немецкий композитор и дирижер.
В 1933 году сам Адольф Гитлер, едва придя к власти, подписал указ о назначении Рихарда Штрауса «райхсмюзикфюрером». Таким образом, Рихард Штраус именовался не больше не меньше, как вождем германской музыки. В этой должности он пробыл сравнительно не долго и в 1936 году сам подал в отставку. Как позже выяснилось, он был не слишком доволен особенностями культурной политики национал-социализма. Гитлер был взбешен, он лишался в своем окружении признанного всем миром великого композитора, к тому же чистокровного арийца. Практически Рихард Штраус с тех пор жил в Австрии. Там и работал, тихо спокойно, как бы вдали от бурь Второй мировой войны.»
11.09.1907 Родился Лев Николаевич Оборин, пианист. Первый советский музыкант — победитель международного конкурса исполнителей (1-я премия на Международном конкурсе им. Шопена в Варшаве в 1927 г.).
12.09.1944 Родился Владимир Теодорович Спиваков, скрипач.
Создатель, художественный руководитель и дирижер камерного оркестра «Виртуозы Москвы» (с 1979). С начала 90-х гг. работает в Испании.
13.09.1866 (1 сентября по ст. ст.) В Москве основана консерватория, ныне носящая имя П. И. Чайковского.
13.09.1874 Родился Арнольд Шёнберг, австрийский композитор-новатор.
13.09.1929 Родился Николай Гяуров, болгарский оперный певец-бас.
Выступает в крупнейших оперных театрах мира. В 1957-58 годах пел в Большом театре в Москве. Солист Софийской народной оперы и театра «Ла Скала» (Милан).
13.09.1944 Родился Александр Яковлевич Розенбаум, автор-исполнитель
Александр Яковлевич Розенбаум родился в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников Якова Розенбаума и Софьи Семеновны Миляевой. Год институтского выпуска родителей Саши — 1952-ой, последний год правления Сталина, ознаменовался известным делом кремлевских врачей и всплеском антисемитизма в СССР. Семья Розенбаумов была вынуждена отправиться жить в Восточный Казахстан, в очень маленький город Зыряновск — туда даже не были проложены железнодорожные пути. В этот период в семье родился еще один сын — Владимир Розенбаум. В пятилетнем возрасте Саша Розенбаум начал ходить в организованную ссыльными музыкальную школу, учился играть на скрипке. С приходом к власти Хрущева и известной либерализации, Розенбаумы возвратились в Ленинград. Музыкальное образование пришлось продолжать, обучаясь игре не на скрипке, а на фортепиано. Обучался Саша нехотя, явно предпочитая упорным занятиям на фортепиано дворовую игру в футбол или бокс. Соседом бабушки по квартире был известный гитарист Михаил Александрович Мини, у которого Саша научился первым гитарным приемам, а в дальнейшем игре на гитаре он обучался самостоятельно. Лет в пятнадцать-шестнадцать появились его первые стихи: рифмы непроизвольно рождались в сознании на школьные и домашние темы, иногда веселил друзей юмористическими стишками. Начал слушать и повторять запрещенные тогда песни Галича, Высоцкого и Окуджавы. Этот период в жизни Александра Розенбаума направил его к авторской песне. Почти пять лет проработал Розенбаум врачом скорой помощи — на переднем крае медицинского сражения за человеческую жизнь. Уже ощутив тягу к написанию и исполнению своих песен, Александр поступает в вечернее джазовое училище при Дворце культуры имени Кирова. Впоследствии Розенбаум вспоминал, что решение о перемене свершилось с неожиданной стремительностью, в течение трех дней.
14.09.1760 Родился Луиджи Керубини, итальянский композитор. По национальности итальянец, но работал во Франции. С 1795 преподаватель (со дня основания), затем профессор и директор Парижской консерватории.
15.09.1945 Скончался Антон Фон Веберн, настоящее имя Фридрих Эрнст, австрийский композитор.
Он всегда держался в стороне от политики, но после прихода к власти нацистов, присоединения Австрии к Германии его творчество было объявлено «культурным большевизмом» и «дегенеративным искусством». Одни из его друзей умирают, другие эмигрируют, он теряет всех учеников. Композитор оказывается в полном одиночестве, его произведения не печатаются и не исполнятся. В феврале 1945 года на фронте погибает его сын, а осенью он становится жертвой шальной пули американского солдата. »
16.09.1925 Родился Би Би Кинг, настоящее имя Райли Кинг, король блюзовой гитары.
Король блюза», как его принято называть, родился в одном из районов Миссисипи, известном под названием Дельта, неподалеку от города Бена в семье Альберта и Норы Эллы Кинг, обыкновенных фермеров. Вскоре после рождения мальчика родители разошлись, и маленького Райли отправили жить к бабушке, которая была достаточно религиозна для того, чтобы каждое воскресенье водить мальчика в церковь. Именно там будущая звезда познакомилась с первыми гитарными аккордами, преподанными пастором Арчи Фэйром. Мать Кинга скончалась, когда ему исполнилось всего девять лет, через некоторое время умерла и бабушка. Кинг стал подрабатывать сбором хлопка и еле сводил концы с концами. Кроме того, он участвовал в церковной хоровой группе и аккомпанировал певцам на гитаре. Однако вскоре у Кинга возникли серьезные противоречия между церковными песнопениями и его интересом к новому направлению — блюзу. Летом 1946 г. Кинг отправился в Мемфис к своему двоюродному брату Букке Уайту, который и посвятил его в искусство блюза. Братья посещали множество концертов, но никогда не выступали вместе публично. Именно благодаря Букке Кинг приобрел те черты, без которых он не стал бы тем, кто он есть. Вообще Мемфис стал довольно счастливым местом для будущего короля — здесь он познакомился с ведущим блюз-шоу на одной из местных радиостанций Сонни Боем Уильямсоном, который включил в свою программу его композицию и представил Кинга как молодой талант. Сонни Бой в 1947 г. организовал первое выступление Кинга в одном из модных салонов Западного Мемфиса, и с легкой руки этого ди-джея в 1949 г. Кинг получил роль ведущего на новой радиостанции «WDIA». Кингу нужно было сокращенное имя — так появился Би Би (от «Blues Boy»). Би Би Кинг говорит, что его настоящей женщиной и верной подругой все эти годы является только «Люсиль» — имя, которое носит его гитара.»
16.09.1977 Скончалась Мария Каллас, настоящее имя Мария Сесилия София Анна Калогеропулос, американская певица (сопрано) греческого происхождения.
Эта женщина, добивавшаяся совершенства, достигла самой вершины оперного мира из-за бескомпромиссного стремления к превосходству во всем, что она делала. Она изменила мир оперы и сделала это со вкусом и элегантностью. Начав с нуля, она преобразовала свою слабость — вулканический темперамент — в положительную силу, украсив сцену, как никакая другая женщина в истории. Ее специфическим вкладом в творческую гениальность и новшеством была ее интуитивная чувствительность к прекрасному. К сожалению, для мира оперы артистка умерла раньше женщины. 16 сентября 1977 года, когда умерла женщина, средства массовой информации объявили: «Голос столетия замолчал навсегда». Она вернула оперу театральному искусству и, умерев театрально, играла как драматическая актриса до самого конца.»
18.09.1873 Родился Александр Михайлович Листопадов, советский музыкальный деятель, фольклорист, собиратель русских народных песен.
Собиратель и исследователь народных, главным образом донских казачьих песен.»
20.09.1973 Скончалась Лидия Андреевна Русланова, настоящее имя Прасковья, настоящая фамилия Лейкина, певица.
До чего же увлекательной, трагичной и авантюрно-непредсказуемой была жизнь этой певицы! Лидию Русланову знали и любили все — ее любили шахтеры и полярники, моряки и летчики, солдаты и офицеры, рабочие и крестьяне. А как ей рукоплескали! Бывало, что Русланову часами не отпускали с концертной эстрады, сдвинутых грузовиков или корабельной палубы, и она, усталая и счастливая, не просто пела, а каким-то таинственным образом перевоплощалась в человека, о котором песня, — и так умела донести до слушателей его радости и печали, горести и заботы, что зал смеялся и плакал, грустил и веселился, словом, вел себя так, как хотела статная, по-крестьянски крепкая и в то же время не по-нашему обольстительная женщина. Русланова — олицетворение русского народа. Она была той самой обездоленной крестьянкой, каких было полно в России, и с помощью своего труда и таланта стала певицей всесоюзной славы. Ею восторгался сам Шаляпин: прослушав один раз ее исполнение по радио, он написал своему другу, конферансье Менделевичу: «Опиши ты мне эту русскую бабу! Зовут ее Русланова. Она так пела, что у меня мурашки пошли по телу. Поклонись ей от меня».»
21.09.1911 Родился Марк Наумович Бернес, актер и певец.
Марк Бернес родился в Харькове, там же закончил театральные курсы. Его слава в 1940-1960 гг. не сравнима с популярностью ни одной из новоявленных звезд российского кино 90-х гг.. Уже первая роль в кино — Костя Жигулев в фильме Сергея Юткевича «Человек с ружьем» (1938) — принесла ему всесоюзную известность. Парадокс заключается в том, что ни в сценарии Н. Погодина, ни в режиссерском замысле этого персонажа не было вовсе. Случайно оказавшись на прочтении пьесы, актер изъявил желание участвовать в фильме и сам сочинил облик и биографию персонажа. В 1939 г. Бернес сыграл в необычайно популярных в свое время «Истребителях». Песня «В далекий край товарищ улетает…» (музыка Никиты Богословского) навсегда запала в сознание целого поколения зрителей. Феномен Бернеса-певца удивителен. У него был очень слабый голос и почти полное отсутствие слуха, но те песни, которые он спел в фильмах, в исполнении профессиональных певцов звучат фальшиво. Его доверительная интонация и колоссальное актерское обаяние заменяли хороший вокал. Следующее достижение Бернеса — культовый фильм военных и послевоенных лет «Два бойца» (1943). Его «Темная ночь» покорила не одно поколение советских телезрителей, а «Шаланды, полные кефали…» превратились в фольклор. Последняя большая роль Бернеса — в фильме «Женя, Женечка и Катюша» (1967). Его лейтенанты и капитаны из фильмов военных лет дослужились до генерала, но актер оставался все тем же «своим» парнем для миллионов зрителей. Бернес в последние годы жизни очень мало снимался. Эстрада стала занимать большее место в его жизни. Кроме того, он часто записывал песни для кинофильмов. Один из удачных таких опытов — песня «С чего начинается Родина» для картины Владимира Басова «Щит и меч» (1968). Вершиной песенного творчества Бернеса стало его участие в фильме-концерте «Мелодии Дунаевского» (1966). Его песня «Я по свету немало хаживал…» является официальным гимном Москвы.»
21.09.1920 Родился Ян Абрамович Френкель, композитор. Ян Френкель, написал музыку более чем к 60 фильмам. Наиболее значительные работы — в фильмах «Неуловимые мстители», «Женщины», «Где-то плачет иволга».»
23.09.1988 В Москве открыт Дом-музей великого русского певца Фёдора Шаляпина.
25.09.1765 Родился Михаил Клеофас Огиньский, польский граф, композитор, патриот.
Польский композитор, ученик Ю. Козловского, известный дипломат (был послом в Гааге, Лондоне). После участия в восстании Т. Костюшко эмигрировал сначала в Константинополь, а затем во Францию. В 1810-1811 годах был советником и сенатором в правительстве царя Александра I. С 1822 года постоянно жил в Италии, скончался во Флоренции. Написал около 20 полонезов, вальсов, мазурок, маршей.
25.09.1906 Родился Дмитрий Дмитриевич Шостакович, композитор.
Руководитель Союза композиторов Тихон Хренников настаивал, что Шостакович был настоящим коммунистом. Он и сейчас так считает, о чем не устает повторять в своих интервью. Покойный ныне Георгий Свиридов сказал, что Шостакович был сыном России, порожденным грозными событиями нашей революционной эпохи. Родион Щедрин посетовал, что Шостакович не успел довести до конца беспрецедентный в истории музыки замысел создания 24 струнных квартетов во всех 24 тональностях. Щедрин — профессионал до мозга костей, он искренне горевал, что не осуществилась такая потрясающая задумка. Шостакович был как зеркало: каждый видел в нем себя, свое. Это свойство величайших художников. Потому мы и зовем их «вечными спутниками». Споры вокруг Шостаковича только усилились. Причем разгораются они вовсе не в России. Ведь Россия — литературоцентричная страна. Музыка, балет — это хорошо для экспорта, а на московских или питерских кухнях ругаться будут скорее о любимых поэтах. На Западе музыкальная жизнь сильнее интегрирована в устоявшийся буржуазный быт. И вдобавок там существует традиция высоколобых дебатов в университетах. Американская публика, правда, на все это обращает мало внимания. Она валом валит на исполнения музыки Шостаковича. В Нью-Йорке в этом году сам собой стихийно сложился целый фестиваль Шостаковича: многие из симфоний, инструментальная музыка, «Леди Макбет». Но в центре внимания оказался цикл всех его струнных квартетов в исполнении лучшего в мире квартета Эмерсон. Откуда такой жгучий интерес к композитору, казалось бы, американским слушателям малодоступному, — ведь он воплотил в звуках ужас и боль специфического советского бытия… И на Западе Шостаковича тем временем все чаще называют первым среди равных в семье величайших композиторов XX века.
26.09.1898 Родился Джордж Гершвин, настоящее имя Яков Гершович, американский композитор.
Яков Гершович родился в Бруклине в семье эмигрантов из России. У мальчика рано проявились незаурядные способности к музыке, абсолютный слух. Однако фортепиано было приобретено не для него, а для брата Айры, также ставшего знаменитым пианистом и композитором. Систематического музыкального образования Джордж не получил. Тем не менее уже подростком он зарабатывал деньги игрой на фортепиано, а в 21 год сочинил свою первую, получившую известность песню «Swanee». Его профессиональная карьера пианиста началась в «Tin Pan Alley», музыкальном театре, куда молодые композиторы приносили свои песни. В 1924 году Гершвин за три недели написал «Рапсодию в стиле блюз» для оркестра Паула Вайтмана и сам исполнил ведущую в ней партию фортепиано во время премьеры. Это произведение делает его одним из самых популярных американских композиторов. Он пишет музыку для многих кинофильмов, его песни, написанные к хитам довоенного Голливуда, популярны до сих пор. В своем творчестве Гершвин широко использует негритянский фольклор, присутствуют в нем и мотивы канторского пения. Путешествуя по Европе в начале 20-х годов, он заинтересовался симфоническим танцем, результатом чего явилась написанная в 1928 году сюита «Американец в Париже». Вершиной творчества композитора стала написанная им в 1935 году опера «Порги и Бесс», первая американская опера. Вряд ли история американской музыки знает более продуктивного композитора.
29.09.1942 Родился Жан Люк Понти, французкий скрипач.
Понти родился во Франции, в городе Авранше. Отец научил его игре на скрипке, а мать — на фортепиано. В 16 лет Жан-Люк поступил в Парижскую национальную консерваторию, которую окончил уже через два года с высшей наградой — «Premier Prix». Как следствие, Понти незамедлительно получил приглашение работать в одном из крупнейших симфонических оркестров, «Concerts Lamoureux», где он играл три года. Все еще находясь в составе классического оркестра, Понти увлекся джазом. Он играл на кларнете (этому его тоже научил отец) в студенческом джаз-бэнде, который частенько выступал на молодежных вечеринках. Этот момент можно считать отправной точкой в творчестве музыканта. Понти научился играть на тенор-саксофоне — его безумно интересовали приемы джазового звучания у Майлза Девиса и Джона Колтрейна. Наполненный неиссякаемым творческим потенциалом, Жан-Люк вскоре почувствовал потребность выразить джазовое звучание через свой главный инструмент — скрипку. Все так и шло, пока Понти не осознал, что ведет двойную музыкальную жизнь: репетиции и выступления с классическим оркестром и одновременно — джаз до трех ночи по всем клубам Парижа. Продолжать жить в таком безумном темпе было уже невозможно. «Действительно пришел момент делать выбор, и я сделал ставку на джаз», говорит Жан-Люк. В начале скрипку не воспринимали всерьез; тогда мало кто верил, что этот инструмент сможет занять достойное место в современном джазе. Критики говорили тогда, что он стал первым джазовым скрипачом, чей инструмент звучал столь же увлекательно, как саксофон. Популярность Понти росла небывалыми темпами, и к 1964 году в возрасте 22 лет он выпустил свой дебютный сольный альбом под названием «Long Playing».»
29.09.1976 Родился Ильда́р Ами́рович Абдраза́ков — российский оперный певец (бас), солист . Заслуженный артист Республики Башкортостан. Будучи студентом Уфимского государственного института искусств, завоевал первую премию международного конкурса вокалистов им. Глинки. С 2000 года — солист Мариинского театра (Санкт-Петербург).
30.09.1791 В Вене состоялась премьера оперы Моцарта «Волшебная флейта».
30.09.1908 Родился Давид Федорович Ойстрах, советский скрипач, педагог, дирижер.
Давид Федорович Ойстрах родился в Одессе в семье служащего. С пяти лет Ойстрах обучался игре на скрипке у известного педагога П.С. Столярского, по классу которого в 1926 г. окончил Одесский музыкально-драматический институт. На концертной эстраде Ойстрах дебютировал в 6 лет. В 1928 г. он с успехом выступил в Ленинграде и в том же году переехал на жительство в Москву. Давид Ойстрах был одним из крупнейших музыкантов ХХ-го века, с его именем связан расцвет советской скрипичной школы. Игру Ойстраха отличали совершенство техники, чистота интонаций, неповторимой красоты «серебристый» звук, строгий вкус, изящество, классическая ясность и уравновешенность интерпретации. Обширный репертуар Ойстраха охватывал разные эпохи и стили скрипичной музыки — от музыки Баха до музыки современных композиторов. Он был первым исполнителем посвященных ему сочинений Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Н. Мясковского, А. Хачатуряна. Ойстрах был первым в Советском Союзе исполнителем и популяризатором творчества Я. Сибелиуса, И. Стравинского, П. Хиндемита, С. Танеева, Б. Бартока. Давид Ойстрах с неизменным успехом гастролировал во многих странах, был партнером крупнейших музыкантов и как солист выступал с лучшими дирижерами современности. «