01.10.1904 Родился Владимир Самойлович Горовиц, американский пианист.
Увы нам с нашими революционными потрясениями: во всех энциклопедиях мира Горовиц значится американцем. А родился в России, в городе Бердичеве. В 17 лет успел закончить Киевскую консерваторию и объездить с концертами почти весь юг России. Играл в Москве и Петрограде. Благодаря настойчивым усилиям матери был представлен Александру Николаевичу Скрябину. Его слова помнил всю жизнь: «Ваш сын будет пианистом. Но для того, чтобы стать понастоящему хорошим пианистом, он должен быть широко образованным человеком…» Горовиц стал гениальным пианистом. В 1925 году он уехал в зарубежное турне и вернулся на родину лишь… в 1986 году. Между этими хронологическими рубежами блестящая карьера музыканта, рядом с которым в нашем веке поставить некого. Его постоянно сравнивали с Листом: за темперамент, вулканический напор эмоций, виртуозную технику (октавную и пальцевую). Он так любил Листа, что делал -собственные переработки, например, 2-й венгерской рапсодии, превосходящие виртуозностью авторские. Почти двадцать лет длилась дружба с Рахманиновым. Дружили домами. Играли в четыре руки. А на эстраде, исполняя рахманиновские прелюдии и концерты, Горовиц оставался единственным интерпретатором Рахманинова, который удостаивался авторского одобрения. Музыкальный мир Запада, отделенный от России железным занавесом, рукоплескал Чайковскому, Скрябину, Прокофьеву, Кабалевскому, которых Владимир Горовиц играл на «бис».»
09.10.1835 Родился Шарль Камиль Сен-Санс, французский композитор, пианист, дирижер, музыкальный критик.
Один из организаторов Национального музыкального общества. Наиболее известны концерные виртуозные произведения. Опера «Самсон и Далила» (1876), симфонии; «Интродукция и рондо каприччиозо» и 3 концерта для скрипки с оркестром, 5 концертов для фортепиано и 2 для виолончели с оркестром, фантазия для инструментального ансамбля «Карнавал животных» и др.»
10.10.1813 Родился Джузеппе Фортунино Франческо Верди, итальянский композитор.
Гений оперной музыки. Сын бедного трактирщика из селения Ле Ронколе, что в Ломбардии, вблизи границы с Францией, с детства познавший нужду и потому с пиететом относящийся к собственности: земле, недвижимости, деньгам и, вместе с тем, немало средств отдающий конкретной благотворительности, причем так, чтобы об этом не узнали не только публика, но и те, кому эта помощь предназначена. Недоверчивый к светскому обществу крестьянин, не получивший из-за недостатка денег ни классического музыкального, ни хорошего гуманитарного образования, и тонко ощущающий красоту просвещенный человек, всю жизнь боготворивший Шекспира и Мандзони, читающий Цицерона, Плиния, Данте, Паскаля, Монтеня, Казанову, а еще Байрона, Шиллера, Гюго, не говоря о современных ему писателях. К годовщине смерти Алессандро Мандзони, одного из известных деятелей Рисорджименто, автора знаменитой тогда книги — «Обрученные», несговорчивый «великий старец» Верди не только по собственному почину, без вознаграждения взялся сочинять мессу Реквием для солистов, хора и оркестра, это огромное хоровое симфоническое полотно, более похожее на драму, чем на молитву, но и оплатил переписывание партий, сам дирижировал на репетициях и на первом исполнении.»
10.10.1853 Состоялась первая встреча двух великих композиторов — Рихарда Вагнера и Ференца Листа.
Встречу организовала 15-летняя дочь Листа Козима, собиравшаяся замуж за дирижера Ханса Фон Бюлова, ученика Листа и постановщика опер Вагнера. Впоследствии Вагнер станет её мужем.
10.10.1971 Родился Евгений Кисин, пианист-виртуоз.
Евгений Кисин — не просто пианист, он — творец, отмеченный волшебной одухотворенностью. Он создатель своего поэтического мира. Он слышит особую музыку внутри себя. Сейчас надо бы не торопить время, а приостановить его. Он успеет всё сыграть, сделать все записи, удовлетворить жажду публики видеть и слышать его, если внутри него самого восстановится гармония. Его педагог по школе Гнесиных Анна Павловна Кантор перешла преподавать в Музыкальную академию имени Гнесиных только для того, чтобы Женя после окончания школы продолжал учиться у нее, а затем последовала за ним на Запад. Сразу после окончания десятилетки имени Гнесиных, Женя мечтал позаниматься с каким-нибудь крупным музыкантом из Московской консерватории — Воскресенским, Наседкиным, Наумовым, — чтобы расширить свои знания и поискать какие-то новые направления в своем исполнительстве. Но судьбе было угодно совсем иное… Пришла повестка из военкомата: музыканту с уже мировой известностью было предписано пройти обязательную службу в армии. Кисин не вернулся в Москву, а остался на Западе, где был в это время на гастролях. В Великобритании от имени королевы ему было предложено гражданство. Женя согласился его принять только при условии, что гражданство одновременно с ним получат и все пять членов его семьи, а также А.П.Кантор. Только в 1997 г. вопрос о воинской повинности музыканта в России был снят с повестки дня специальным правительственным постановлением. Кисин получил возможность приезжать в Россию на гастроли.»
11.10.1830 Последние выступление Фридерика Шопена на родине.
Газета «Курьер Польский» поместила в этот день небольшое объявление: «Национальный театр. Сегодня ясновельможный пан Ф. Шопен даст инструментальный и вокальный концерт». На концерте было около 700 слушателей, но никто из них не мог знать, что это было последнее выступление композитора и пианиста на родине. В начале ноября Шопен навсегда покинул Варшаву. Как в свое время декабристы не посвящали в свои планы Пушкина, так и здесь родные и друзья сделали все возможное, чтобы накануне восстания гениальный музыкант уехал из страны и его судьба не зависела от вероятной неудачи. »
11.10.1896 Скончался Антон Брукнер, настоящее имя Йозеф, австрийский композитор, органист, педагог, автор девяти симфоний, трех месс, реквиема и «Te Deum».
Ему отдавала должное вся Европа, а на родине его не жаловали. Знаком признания стало присуждение в 1891 году степени почетного доктора философии Венским университетом. К столетию со дня смерти композитора в Австрии была выпущена памятная 20-шиллинговая монета.
12.10.1935 Родился Лючано Паваротти, итальянский певец (тенор).
12.10.1940 В Москве открыт Концертный зал имени П. И. Чайковского.
Концертный зал открылся в Москве, на Садово-Триумфальной площади, переименованной в честь Маяковского. Его назвали именем Чайковского — это, слава Богу, в переименовании не нуждается. Однако, здание зала строилось совсем не для концертов. Там должен был играть театр Мейерхольда, однако театр разогнали, Всеволода Мейерхольда расстреляли. Вот так и появился концертный зал… »
13.10.1935 Родился Алексей Козлов, джазовый альт-саксофонист, лидер ансамбля «Арсенал».
Образование — высшее (Московский архитектурный институт). Начиная с 1957 Козлов руководил собственными джазовыми комбо, принимал активное участие в создании джаз-клубов в Москве — ( «Молодежное» — 1961, «Ритм» — 1968, «Печора»- 1969, «Аркадия» — 1994). Участник и лауреат многочисленных отечественных и зарубежных фестивалей джаза. В 1973 году А. Козлов создал ансамбль «Арсенал», заложивший основы отечественного джаз-рока. Пробившись из подполья на официальную эстраду в 1976 году и начав гастролировать, «Арсенал» постепенно приобрел широкую известность в нашей стране и за рубежом. Им записано и выпущено шесть LP и шесть CD, не считая издания отдельных пьес на сборных пластинках. Одна из пластинок «Арсенала» — «Своими руками» была переиздана в США фирмой «East Wind Records». С 1986 года Алексей Козлов ведет журналистско-публицистическую деятельность по пропаганде джаза и рок-музыки в СССР. В 90-е годы он становится автором-ведущим теле-программ «Весь этот джаз» ( 1-й канал ) и «Импровизация на тему» ( ТВ-Центр). Его книга об истории рок-культуры «Рок: истоки и развитие» вышла в издательстве «Мега-сервис». Издательство «Вагриус» выпускает книгу воспоминаний А. Козлова в серии «Мой ХХ век». Алексей Козлов — один из пионеров отечественной практики в области мультимедиа и освоения электронных музыкальных технологий, начиная с конца 70-х годов. Он автор музыки ко многим театральным постановкам, кино- и видеофильмам и рекламным роликам. В 1999 г. Алексей Козлов создал новый состав группы «Арсенал».
14.10.1932 Скончался Леонид Витальевич Собинов, певец (лирический тенор).
Став профессиональным певцом С.Л.Собинов часто выступал на благотворительных концертах в пользу недостаточных студентов. Начало традиции Собиновских выступлений было положено в 1902 г. и они являлись одним из выдающихся событий московской музыкальной жизни. В них принимали участие С.В.Рахманинов, А.В.Нежданова, В.И.Качалов, И.М.Москвин, А.А.Яблочкина, С.И.Мигай. По договоренности с Дирекцией императорских театров, певец должен был давать 2 концерта в год. На самом деле их было гораздо больше, например, в 1902 г. состоялось 47 благотворительных концертов, из которых 12 — в пользу нуждающегося студенчества. Денежные сборы с концертов Собинова достигали иногда 10000 руб., что составляло 5-ю часть всех доходов Комитета по оказанию помощи студентам. «Собиновские стипендии» дали возможность десяткам молодых людей получить высшее образование.»
14.10.1985 Скончался Эмиль Григорьевич Гилельс, пианист, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии.
Его первый учитель Я.Ткач писал: «Природа одарила его замечательными руками и редким слухом, что свойственно тем, которые родились исключительно для фортепианной игры». В 1938 году на самом престижном мировом конкурсе пианистов имени Э.Изаи в Брюсселе он завоевывает первую премию. Огромный талант, музыкальная эрудиция снискали Э.Гилельсу мировую славу и восторг слушателей в Европе, Америке, Японии. »
15.10.1833 Скончался Михаил Клеофас Огиньский, польский граф, композитор, патриот.
Михаил Клеофас Огиньский, польский посол в Англии и Голландии, участник восстания под руководством Т. Костюшко, сенатор Российской империи; граф, который имел право на польский престол, но предпочел называть себя гражданином и солдатом революции; музыкант и композитор, сочиняявший марши и менуэты, вальсы, романсы. Более всего он прославился своими полонезами, их около 20. А полонез «Прощание с родиной» завоевал весь свет. Когда в 1794 в Кракове вспыхнуло восстание за независимость Польши, граф Огиньский примыкает к восстанию, формирует на свои деньги воинскую часть и сам участвует в сражениях. После жестокого подавления восстания тысячи патриотов, и Огиньский тоже, покидают Польшу. Именно тогда родился трагический, скорбный и страстный полонез «Прощание с родиной».»
17.10.1744 Скончался Джузеппе Антонио Гварнери, прозвище Гварнери дель Джезу, итальянский мастер смычковых инструментов.
17.10.1825 В Париже прошла премьера одноактной оперы Ференца Листа «Дон Санчо, или Замок любви». Композитору тогда еще не исполнилось и 14 лет.
17.10.1849 Скончался Фридерик Шопен, польский композитор.
Шопен скончался в Париже и был похоронен не кладбище Пер-Лашез. Согласно воле композитора, его сердце было перевезено сестрой в Варшаву и захоронено в подземелье костела св. Креста; в 1879 году оно было замуровано в одной из колонн этого храма, на которой сооружена доска с надписью: «Фридерику Шопену — соотечественники». »
25.09.1765 Родился Михаил Клеофас Огиньский, польский граф, композитор, патриот.
Польский композитор, ученик Ю. Козловского, известный дипломат (был послом в Гааге, Лондоне). После участия в восстании Т. Костюшко эмигрировал сначала в Константинополь, а затем во Францию. В 1810-1811 годах был советником и сенатором в правительстве царя Александра I. С 1822 года постоянно жил в Италии, скончался во Флоренции. Написал около 20 полонезов, вальсов, мазурок, маршей.
18.10.1893 Скончался Шарль Гуно, французский композитор.
19.10.1845 Премьера в Дрездене оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер».
19.10.1916 Родился Эмиль Григорьевич Гилельс, пианист, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии.
Эмиль Григорьевич Гилельс родился в Одессе. Сольно выступать начал в тринадцать лет, в 1929 году. В 1935 г. окончил Одесскую консерваторию. Будучи еще студентом консерватории, шестнадцатилетний Эмиль Гилельс в мае 1933 г. стал лауреатом первой премии на первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве. После окончания Одесской консерватории Э. Гилельс в 1935-1938 гг. совершенствовался в школе высшего мастерства у профессора Г.Г. Нейгауза в Московской консерватории. В эти годы имя Гилельса стало известно не только в Советском Союзе, но и за рубежом. В 1936 г. он занял второе место на Международном конкурсе Венской музыкальной академии, а в 1938 г. стал лауреатом — ему была присуждена первая премия — сложнейшего Международного конкурса имени Э. Изаи в Брюсселе. Резонанс этих блистательных побед Гилельса (особенно в Бельгии) был огромен. Виртуозная игра Эмиля Гилельса, принесшая ему славу одного из крупнейших пианистов современности, отличалась эмоциональностью, мужественностью, ритмической свободой, оригинальностью и свежестью интерпретаций. Блеском, совершенством и глубиной прочтения выделялось его исполнение произведений Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса, Листа, Рахманинова, Прокофьева. Эмиль Гилельс в совершенстве овладел необозримым репертуаром, охватившим музыку широчайшего стилистического и психологического диапазонов от Скарлатти и Баха до современных композиторов.
21.10.1912 Родился Яков Владимирович Флиер, пианист.
Яков Флиер был выдающимся пианистом, оставившим нам изумительные записи сочинений Шопена, Рахманинова, Брамса, Шумана. А еще у него, профессора Московской консерватории, был непревзойденный талант педагога, воспитавшего плеяду ныне всемирно известных музыкантов. Среди них Лев Власенко, Бела Давидович, Владимир Фельцман, Михаил Плетневэ
22.10.1811 Родился Ференц Лист, венгерский композитор.
Гениальный пианист и композитор. Музыкальный критик, который написал много статей о музыке. Лист — педагог огромного масштаба. За жизнь у него было около 300 учеников из разных стран. Будучи бескорыстным по натуре, он посвятил большую часть своей жизни пропаганде других композиторов. Всего у Листа около 1200 произведений. Родился Лист в Венгрии, в поместье князя Эстергази. Многие его произведения связаны с Венгрией. С 9 лет играл перед меценатами и поразил их своей игрой. Меценаты дали Листу деньги, на которые он вместе с отцом в 1820-м году поехал учиться в Вену. Там Лист познакомился с Бетховеном, который его благословил. Первое произведение Листа — «вариации на тему вальса Диабелли», которое он написал в 11 лет. В 1823 г. Лист с отцом едет Париж, где его не приняли в консерваторию, так как он был иностранцем. Но он занимался частным образом. Гастролировал в Англии, Швейцарии, Франции. Он воплотил в музыке образы произведений Данте, Петрарки, Гёте. Он передавал в музыке и содержание живописи Рафаэля, скульптуры Микеланджело. В связи с программностью он переосмыслил классические жанры и формы и создал свой новый жанр — симфоническая поэма.»
21.10.1912 Родился Файзи Адгамович Гаскаров — организатор и первый художественный руководитель Государственного ансамбля народного танца Республики Башкортостан.
22.10.1883 В Нью-Йорке открылась «Метрополитен-Опера». В первый вечер звучала опера Гуно «Фауст».»
22.10.1946 Родился Робертино Лоретти, итальянский певец.
24.10.1725 Скончался Алессандро Скарлатти, итальянский композитор, родоначальник и крупнейший представитель неаполитанской оперной школы.
Знаменитым композитором стал и его сын Доменико.
24.10.1882 Родился Имре Кальман, венгерский композитор, автор оперетт.
Мастер так называемой новой венской оперетты: «Королева чардаша», «Сильва», «Баядера», «Графиня Марица», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра» и другие. С 1940 жил в США, с 1948 во Франции.
24.10.1931 Родилась София Асгатовна Губайдулина, композитор.
24.10.1974 Скончался Давид Федорович Ойстрах, скрипач.
25.10.1825 Родился Иоганн Штраус-сын, австрийский композитор, король вальса.
История жизни Иоганна Штрауса похожа на бульварное чтиво: события меняются, не застревая надолго на одной странице, чувства меняются, вальсы льются, как из рога изобилия. Но, разумеется, все не так просто. Отца композитора также звали Иоганном (1804-49). Чтобы избежать путаницы, до сих пор говорят об «Иоганне Штраусе-отце» и «Иоганне Штраусе-сыне». Дело усложняет то, что и отец и сын Штраусы оба были композиторами. Мальчик мечтал стать знаменитым композитором, писать вальсы лучше своего родителя; а дальше его мечты рисовали ему картину, как отца увольняют из имперского придворного оркестра, а на это место назначают его — Иоганна-младшего… То ли обида на отца была столь велика, то ли талант молодого Иоганна расцветал так бурно, но через несколько лет он действительно стал известен как дирижер и композитор. Вся Вена заговорила о том, что сын пришел на смену Штраусу-старшему. Однако того не так-то просто было сдвинуть с места. К тому же императорский двор весьма неодобрительно отнесся к попыткам молодого композитора посягнуть на карьеру отца, усмотрев в этом попрание моральных принципов. Так или иначе, пока был жив отец, Иоганн-младший не имел доступа к главным оркестрам Вены. Да и когда тот внезапно скончался, власти не сразу допустили прыткого юношу к придворному оркестру. Штраусу помогло Русское правительство. По заказу управления железных дорог он был приглашен в город Павловск, под Петербургом, где в течение нескольких сезонов должен был работать в качестве дирижера и композитора за прекрасный, поистине царский гонорар. Это место сразу все изменило в его жизни: улучшило материальное положение, принесло известность, подвигло на создание прекрасных вальсов, а также позволило пережить один из самых пленительных романов. Девушка, которую полюбил композитор, была аристократкой Ольгой Смирницкой. Она принадлежала к самому высшему петербургскому обществу.
25.10.1838 Родился Жорж Бизе, настоящее имя Александр-Сезар-Леопольд, французский композитор.
Бизе родился в Париже. Отец — учитель пения и композитор. Мать играла на фортепиано и учила Жоржа играть на фортепиано. В 10 лет Бизе поступил в парижскую консерваторию. По фортепиано учился у Мармонтеля. По теоретическим предметам — Циммерман, потом Галеви. Галеви приобщил Бизе к опере. Жорж учился также и у Гуно (по композиции). Учился отлично. За годы учебы получил 7 премий по разным предметам. Занимался и органом. По окончании консерватории Бизе получил Римскую премию и в этот же год написал оперетту «Доктор Миракль». Вершина его реалистического искусства — музыка к драме Доде «Арлезианка» и опера «Кармен». Судьба произведений трагическая. «Арлезианка» не имела успеха. По заказу французской комической оперы в 1874 году Бизе написал оперу «Кармен». Она была поставлена в 1875 году и потерпела неудачу. Пресса отмечала низменность сюжета. Бизе был потрясен неудачей. Через 3 месяца он умер.»
25.10.1864 Родился Александр Тихонович Гречанинов, русский композитор.
Александр Тихонович был композитор плодовитый и легкий на подъем, так как писать много и без затруднений стало его привычкой в довольно раннем возрасте. Он отметился в области богатырского славянофильства — тот же псевдорусский стиль, что и в архитектурных вкусах эпохи Александра Третьего, но с поправкой на языческое разудалое пение, как в опере «Добрыня Никитич». Он не испытывал суеверного преклонения перед академическими премудростями, сочинял километрами, но очень благонадежно, благочинно и пристойно с точки зрения традиции. После эмиграции в Америку он попал в вакуум и там энергично писал музыку экуменического характера, перейдя в католичество и на латынь.
25.10.1868 Родился Карл Карлович Григорович, скрипач-виртуоз, прозванный русским Сарасате.
Учился у профессора московского филармонического училища В.В. Безекирского и совершенствовался в «Hochschule» Иоахима в Берлине. Концертировал с 10 лет. В 1883 г. выступал с успехом в Вене, много играл в Германии и два раза концертировал в Америке. Профессор московского филармонического училища. С 1910 г. член квартета (1-я скрипка) герцога Г.Г. Мекленбург-Стрелицкого. »
25.10.1875 В Бостоне состоялась премьера Первого концерта для фортепьяно с оркестром Петра Ильича Чайковского.
25.10.1926 Родилась Галина Павловна Вишневская, певица (сопрано). Жена Мстислава Ростроповича.
26.10.1685 Родился Доменико Скарлатти, итальянский композитор. 0Доменико Скарлатти является автором 555 фортепианных сонат.
27.10.1782 Родился Никколо Паганини, итальянский скрипач.
Кто первым поймет, что Никколо ожидает великое будущее? Его отец Антонио, бывший портовый грузчик, выбившийся в мелкие лавочники. У него было два, как бы сейчас сказали, хобби: любил на досуге угадывать счастливые числа лотереи и бренчать на мандолине. Жена Тереза, как только он брал в руки инструмент, обычно уходила во двор дома — нервы ее не выдерживали многочасового бренчания. Однажды Антонио, играя, вполне отчетливо услышал, как четырехлетний малыш Никколо сказал ему: «Папа! Здесь ты неправильно играешь…» Антонио аж поперхнулся. «Попробуй сыграть как надо…» И малыш, тут же сыграет «как надо». Мелкий генуэзский лавочник, поднатужившись, покупает для сынишки такую же крохотную, как сам Никколо, скрипочку. И, показав, как держать ее на плече, как водить смычком по струнам и т.д., в остальном полагается на природные данные сына. Уходя в лавку, Антонио запирает сынишку в комнате и предупреждает: «Не отработаешь упражнение — не дам есть!» Бывают дни и похуже: Антонио пускает в ход кулаки. Истощенный каждодневными и многочасовыми занятиями музыкой, мальчик перенесет какую-то тяжелую болезнь и впадет в каталепсию — состояние на грани жизни и смерти. Родители сочтут его умершим, положат в гроб и приготовятся похоронить, как вдруг сын пошевелится… Когда Антонио сообразит, что он уже ничего не может дать для музыкального образования Никколо, он находит для него учителей музыки. Но, кажется, они мальчику особо и не нужны. Один из них, послушав игру Никколо, изумленно разведет руками и скажет: «Я ничему не смогу научить тебя…» И откажется от занятий с чудо-ребенком. Один из богатых генуэзцев, большой знаток музыки и обладатель редких скрипок, предложит Никколо пари: «Сыграешь с листа незнакомую вещь — я подарю тебе скрипку Гварнери». Рассказывают, Никколо пристально посмотрит на него своими черными прекрасными глазами, возьмет скрипку, ноты и сыграет без остановки и без единой ошибки…»
27.10.1848 Скончался Александр Егорович Варламов, композитор, мастер романса.
27.10.1900 Родилась Лидия Андреевна Русланова, настоящее имя Прасковья, настоящая фамилия Лейкина, певица.
Начала выступать с 1917. Главное место в репертуаре занимали русские народные песни, которые она исполняла распевно, с широкой удалью или проникновенной сердечностью и лиризмом, юмором. Была первой исполнительницей многих песен советских композиторов. В совершенстве владела искусством импровизации. Дело в том, что мы настолько привыкли к фамилии артистки, что всякая иная показалась бы нам кощунственной. А ведь это так. Поначалу она была Лейкиной-Горшениной и звали ее Агашей. Ходила Агаша с холщовой сумкой по селу, частушками народ веселила. Одна жена чиновника заинтересовалась талантливой девочкой и решила устроить ее в лучший в Саратове школу-приют, но имя и фамилия выдавали ее крестьянское происхождение. Тогда-то и появилась фиктивная грамота с новой фамилией, новым именем и отчеством: Русланова Лидия Андреевна.»
27.10.1978 Родилась Ванесса Мэй, полное имя Ванесса-Мэй Ванакорн Николсон, китайская скрипачка.
Ванесса родилась 27 октября, в тот же день, что и идеальный, по ее представлениям, мужчина — Никколо Паганини, только на 196 лет позже. Ее полное имя Ванесса-Мэй Ванакорн Николсон (еще раз: Мэй — это не фамилия, а второе имя!). Мать Ванессы китаянка, отец таец, а местом ее рождения стал «бананово-лимонный» Сингапур. «Ее музыкальное детство точь-в-точь повторяет детство Моцарта», — сказал о Ванессе один из педагогов. В три года она начала учиться игре на фортепьяно — чем не Моцарт?! В пять впервые взяла в руки скрипку. В 10 лет Ванесса Мэй дала первый в жизни концерт с оркестром в Лондонской филармонии. Кстати, на десятилетие мать и отчим подарили умнице дочке скрипку ее кумира Никколо Паганини — инструмент работы мастера Гваданини, сделанный в 1761 году, был куплен на аукционе за полтора миллиона долларов. Девочка назвала скрипку «Джизмо», что по-английски означает «штуковина», «вещица», и стала относиться к ней как к живому существу, любимому питомцу. Во время выступлений Мэй меняет скрипки так же часто, как наряды. Кроме уже упоминавшегося инструмента работы Гваданини, у нее есть акустическая скрипка «Хилл» 1860 года стоимостью в 6 000 фунтов стерлингов и несколько электрических, красного, белого и синего цветов. Причем к последним музыкантша относится не так трепетно, как к «Джизмо»: она по меньшей мере дважды выставляла электроскрипки на благотворительные аукционы, а уж ломала их бессчетное количество раз! Войдя в раж, Ванесса иногда падает со сцены, и скрипки разлетаются вдребезги. Однажды эта незавидная участь постигла даже священную «Джизмо», благо ту удалось починить. А вот когда в январе 1995-го Гваданини украли, Мэй несколько месяцев вообще не могла играть, ее депрессия закончилась лишь после того, как полиция вернула ей инструмент. Ванесса говорит о любимой скрипке: «Если с ней что-нибудь случится, я просто умру!»